Урок по ОБЖ в 11 классе
Тема: Основные понятия о воинской обязанности
Учитель: Буданов Алексей Владимирович
Цели:
Обучающие:
дать определение воинской обязанности;
рассмотреть структуру воинской обязанности;
дать определения основных терминов:
-мобилизация;
-военное положение;
-военное время.
Развивающие:
развитие краткой, лаконичной точной речи.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма – важнейшего духовно – нравственного фактора сохранения общественной стабильности государства;
- формирование личной свободы, гражданского равноправия и уверенности в завтрашнем дне; ответственности;
- воспитание комплекса моральных, нравственных, волевых, физических качеств личности, настойчивости при достижении цели;
- воспитание любви к своей малой Родине;
- подготовка молодых людей к службе в Вооруженных Силах РФ, к защите Отечества.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, таблицы и стенды кабинета ОБЖ, презентация к уроку, нормативно – правовые документы, боевые награды участников ВОВ..
Учитель: Объяснение учебного материала. ( Презентация. Слайды 1 – 7)
Наши выпускники, закончив высшие военные учебные заведения работают в Москве и Санкт –Петербурге. Это Шачнев Александр и Светов Дмитрий.
Предоставляю слово нашему бывшему выпускнику Кувшинову Александру – будущему Защитнику Отечества.
Выпускник школы 2009 года Кувшинов Александр о готовности к службе в Вооруженных Силах РФ. (Презентация. Слайды 8 – 11)
Учитель: Наша страна готовится отмечать знаменательную дату – 65 –летие Великой Победы нашего народа над фашизмом. Наши земляки воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Наши деды и прадеды в грозном 1941 году взяли в руки оружие, чтобы защищать свою Родину от врага. Мой дед прошел войну с 1941 по 1945 годы и был награжден двумя орденами Красной Звезды за взятие Кёниксберга и взятие Берлина, медаль «За отвагу» и другие. Воспоминания о боевом пути Каравайкина Л.В.
Юнякина Елена Презентация (Слайды 12 – 20)
Нас не учили как под танк бросаться
И вражью амбразуру как закрыть,
И на врага живым тараном мчаться,
Но нас учили Родину любить.
Победа в Великой Отечественной войне была достигнута сверхвысокой ценой.
Высокую цену заплатила и наша область. 190 379 пензенцев погибли на войне.
Среди них:
рядовых – 173 651человек,
офицеров – 16 728,
не вернулись с поля боя – 79 940,
от ран умерли – 17 854,
погибли в плену – 1 863,
пропали без вести – 92 717 человек.
Под Москвой - 2 300 пензенцев,
Под Сталинградом – 3 358,
Под Ленинградом – 7018,
На Украине – 11 564,
В Белоруссии – 5 174,
В Прибалтике – 3 856,
В Германии – 3 754.
За мужество и героизм 56 тысяч воинов – пензенцев были награждены орденами и медалями, 227 удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в их числе маршал Н.И. Крылов и генерал В.А. Глазунов удостоены этого звания дважды. О героизме и подвигах наших земляков написаны десятки книг, сложены стихи и песни. Имена их носят школы и корабли.
За годы войны с 1941 –го по 1945 –ый годы из Башмаковского района мобилизовано 11 033 человека
Боевые награды за мужество, героизм и отвагу получили около четырех тысяч наших земляков. Половина из них осталась лежать на полях сражений.
Звание Героя Советского Союза получили всего 11 635 человек в стране, 242 из них – пензенцы и 8 из них – наши земляки башмаковцы.
Завершили войну кавалерами Ордена Славы трех степеней 2 577 участников сражений, среди них – 37 пензенцев и 1 башмаковец – сержант Видов Ферапонт Никифорович из села Митрофаново.
Потери по Башмаковскому району составили 6 873 человека. Из них погибло в боях 2 980, умерло от ран - 482, погибло в плену – 27, пропало без вести – 3384 человека.
В великой Отечественной войне приняли участие 297 тимирязевцев.
Из них погибло - 109 человек.
Пропало без вести – 23 человека.
Награждено орденами и медалями – 117 человек.
Учитель: Наши земляки воевали не только на фронтах ВОВ, но и выполняли интернациональный долг в Афганистане. Базденкова Кристина никогда не видела своего дядю – Базденкова Евгения, но много знает о нем из воспоминаний бабушки и отца.
Базденкова Кристина Презентация (Слайды 21 – 28)
Афган. От этого слова вздрагивали отцы и матери мальчишек в 80- е и 90 –е года.
«Куда угодно, только не туда», - молились родители призывников.
Среди вооруженных конфликтов, в которых принимали участие советские войска в XX веке, после Великой Отечественной войны особое место занимает так называемая Афганская война 1979 -1989 годов. Эта война была последней для бывшего Советского Союза, но к сожалению не последней для России. 2238 дней продолжалась эта война.
Над перевалом блеснет туман
Враги залегли среди камней
Израненный в боях Афганистан
Испытывает мужество парней.
В боевых действиях в Афганистане участвовали 5493 жителей Пензенской области.
Из них 73 жителя Башмаковского района.
Погибли в боях 108 человек, 6 пропали без вести.
23 награждены орденами и медалями.
Среди участников войны в Афганистане есть и наши земляки – жители с. Тимирязево.
Базденков Евгений Анатольевич
Солдатов Василий Александрович
Чудин Валерий Владимирович
Праслов Александр Петрович
Базденков Евгений Анатольевич погиб, спасая детей 9 июля 1983 года.
Базденков Евгений Анатольевич родился 28 апреля 1964 года.
В 1980 году окончил Тимирязевскую среднюю школу. Работал механизатором в совхозе имени Тимирязево.
29 сентября 1982 года был призван в ряды Советской Армии.
Служил сначала в Ашхабаде, потом в городе Теджене.
В мае 1983 года закончил танковое училище и был направлен для выполнения интернационального долга в республике Афганистан.
Долгие годы после того, как война в Афганистане закончилась, жители старинного русского села Троицкое, что в Башмаковском районе, каждое лето могли видеть, как статная, красивая, еще молодая женщина, сойдя с автобуса, проходит цветущей сельской улицей к старому, мало-помалу ветшающему дому своих родителей, а потом медленно бредет на кладбище, к скромной могиле с датами такой короткой солдатской жизни «28 апреля 1964 – 9 июля 1983»…
За свою недолгую жизнь Женя Базденков почти и не выезжал из родного Троицкого. Поэтому, когда его призвали на службу и направили в далекий Туркестанский округ, он ехал и дивился: до чего же огромна Советская страна! И какие живут в ней разные люди, какая природа разная! И реки, и поля, и леса! Сначала он попал в Ашхабад, проходил там карантин. Потом – в «учебку», в город Теджен.
Домой сначала очень хотелось, но письма родным писал бодрые: «Привет из Теджена! Здравствуй, братишка Андрюшка! С огромным солдатским приветом и массой наилучших пожеланий к тебе твой брат Женя».
Другое письмо: «Мама, ты напеки мне пышек или печенья, а то чего-то захотелось домашнего, из родного дома». В Афганистан, можно сказать, попал добровольцем. «Если меня после учебки не возьмут шофером, - писал Женя из ТуркВО, - я, может, напишу рапорт в ДРА, там все поспокойнее будет, хоть на заграницу посмотрю…»
А следующее письмо уже пришло оттуда, из чужой страны: «Здесь зеленые долины и красные маки цветут…» - и, как все мальчишки той поры: «Вы только не волнуйтесь, все будет хорошо, и я скоро вернусь».
Из Афганистана он продолжал присылать брату Андрюшке письма с афганскими песнями, вырезки из журналов, маме на 8 Марта 1983г. прислал открытку с изображением взлетающего на фоне луны самолета – не праздничный сюжет, но другой открытки, наверное, просто не было. И он прилетел – самолет, «Черный тюльпан». И померк свет в глазах матери, и невзвидела она ни солнца, ни луны. Женя, Женечка, кровинка! И не обнять, ни прижать – глухой цинковый гроб даже без окошечка. Командиры сказали, что тяжело заболел и умер, но из Афгана дошел слух: сгорел в бронемашине. В несколько мгновений, со всем экипажем. Но шел еще только 1983г.. и в то время еще не полагалось говорить о том, что в Афганистане убивают. По-настоящему. Похоронен Евгений Базденков в родном селе Троицкое. Имя его увековечено на стеле в Аллее Героев в районном центре Башмаково.
Привет из Афганистана!
Здравствуйте, папа, мама и братишка Андрюшка. С большим солдатским
приветом и наилучшими пожеланиями к вам Женя. Вы только, пожалуйста, на меня не обижайтесь, что я так долго не писал. Немного напишу о себе. Я жив, здоров и все как прежде идет нормально, вот только шофером я так и не стал, а жаль, ну ничего, придется послужить танкистом. Немного напишу, как доехали. С Теджена мы поездом доехали до станции, там нас выгрузили и мы стали ждать отправку, но вертолетов не было, и пробыли там, где – то дней пять, а потом прилетели вертолеты, и мы махнули в ДРА. Погода здесь жаркая, правда, уже при мне были такие дожди, что вода по дорогам рекой текла, но потом вышло солнце и почти за день все высохло. А знаете, как здесь красиво, кругом все зеленое и маки красные цветут. Что писать еще, не знаю. Короче, служба идет нормально, и все будет хорошо, через полтора года я буду дома. Да, я поздравляю вас с Первым и Девятым мая, хотя они уже прошли. Вот свой день рождения я даже и не отметил, просто я про него позабыл. Ну, все, писать больше нечего. Передавайте всем от меня привет. Андрюшка, жду фотографию.
Андрюшка, скоро вас отпустят на каникулы, и ты, наверное, с речки не будешь вылезать. Я буду купаться как раз через два года. Еще я хочу вас спросить, узнайте точно, можно мне после армии с этими правами работать или придется пересдавать?
Ну, вот кажется и все. Напиши как у вас жизнь, как здоровье, и не волнуйтесь, все будет хорошо. Передавайте Зобовым ребятам от меня большой привет.
Ну, до свидания. Жду ответа. Женя.
Высылаю вам фотографию, правда она плохо вышла. Когда будете посылать мне письмо, положите конверты, а то пока их нет. Сейчас мы ходили на занятия, и после них я решил немного продолжить свое письмо, идет тихий дождь, и мы сидим в палатке.
Сегодня много говорится о бессмысленности той войны. Но 114 пензенцев погибли … Сильные, красивые, совсем юные. Можно сказать дети… И утверждать, что их жизнь и смерть были бессмысленны – подло они родились и умерли как настоящие солдаты России. Их имена навечно сохранит наша память.
Учитель: Наше поколение к счастью не знает, что такое война, но её отголоски мы слышим до сих пор. Известие о том, что следопыты города Калуги нашли останки отца нашего земляка Чуйкова В.Я., потрясло все село.
Сидорова Анжела. Презентация (Слайды 29 – 37)
В апреле 2009 года в Калуге были обнаружены останки погибшего участника войны Чуйкова Якова Васильевича. Когда солдаты уходили в бой, у них с собой были капсулы, в которых они записывали свой адрес. Таким образом следопыты определили личность погибшего и сообщили родственникам и сыну - Чуйкову Василию о своей находке. Правительство Пензенской области предложило Чуйкову Василию Яковлевичу выбрать место захоронения отца. Он принял решение, что отец должен быть захоронен на родной земле, и останки погибшего участника войны были перевезены в наше село. Гроб был помещен в сельском доме культуры, где несли вахту курсанты артиллерийского училища . И 24 апреля 2009 года в нашем селе состоялось перезахоронение, куда прибыли представители правительства Пензенской области, родственники погибшего, жители и учащиеся школы. Состоялся митинг у памятника погибшим воинам, затем состоялась траурная церемония прощания с воином, возложение венков. Учащиеся нашей школы чтят память погибшего воина и ухаживают его могилой.
Учитель: Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы дали понятие такому важному определению как воинская обязанность. Повторим основные положения урока и проверим, как понята тема.
Контрольные вопросы
1. Какими нормативно-правовыми актами регламентируются воинская обязанность и военная служба граждан Российской Федерации?
2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?
3. Почему военная служба является приоритетной по сравнению с другими видами государственной службы?
Домашнее задание: стр. 52 – 53.
Приложение Презентация |