Публичный отчет за 2010 – 2011 учебный год
директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тимирязево Каравайкиной Веры Леонидовны
1.Общая характеристика образовательного учреждения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тимирязево расположено по адресу:
442067, Пензенская область, Башмаковский район, с. Тимирязево, улица Первомайская, дом 16.
Школа имеет лицензию серия А № 226815, срок ее действия – по 24.12.2012 года, регистрационный № 8977 от 24.12. 2007 г.
Аккредитованы образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Свидетельство о государственной аккредитации Регистрационный № 5446, выдано 25.05.2011г., срок действия – по 25.05. 2023 года.
Дополнительных образовательных услуг школа не предоставляет.
Режим работы школы:
Продолжительность учебной недели - 6 учебных дней. В первом классе – 5 учебных дней.
Время начала:
учебных занятий - 8 час. 30мин.
факультативных занятий – 14 час.40 мин.
кружковых занятий - 16час.00мин.
В 1 классе в течение всего учебного года после 2-го урока динамическая пауза – 40 минут.
Ежедневно в школе до начала урока в течение 5-7 минут проводится физическая зарядка.
Питание учащихся организовано на переменах после 2, 3, 4 уроков.
Каникулы:
осенние: 01.11.10 - 08.11.10
зимние: 29.12.10 - 11.01.11
весенние: 24.03.11- 03.04.11
дополнительные: 14.02.11 – 19.02.11. (1класс)
2. Состав обучающихся на конец 2010 - 2011 уч. г.
Ступень обучения |
Количество классов |
Количество обучающихся |
Первая ступень 1 – 4 классы |
4 |
52 |
Вторая ступень 5 – 9 классы |
5 |
73 |
Третья ступень 10- 11 классы |
2 |
20 |
Всего |
11 |
145 |
По сравнению с предыдущим учебным годом возросло количество учащихся первой и третьей ступени, но уменьшилось – второй.
Количество больных детей, находящихся на индивидуальном обучении – нет.
Обучается детей - инвалидов – 4 чел.
Отчислений учащихся, не достигших 15-летнего возраста, нет.
3. Качественный состав учителей МОУ СОШ с. Тимирязево
|
2010/2011 учебный год |
Всего учителей: |
17 |
С высшим образованием |
14 |
Со средне-специальным |
3 |
Учатся заочно |
нет |
Высшая квалификационная категория |
9 |
I квалификационная категория |
5 |
II квалификационная категория |
3 |
Не аттестовано |
нет |
Ордена и медали |
нет |
Отличник народного просвещения |
2 |
Почетный работник общего образования РФ |
3 |
Грамоты Министерства образования РФ |
5 |
Грамоты Министерства образования и науки Пензенской области |
9 |
Грамоты отдела образования
Башмаковского района Пензенской области |
15 |
Имеют педагогический стаж работы:
до 10 лет – нет
от 10 до 20 лет – 7 чел.
от 20 до 30 лет – 6 чел.
свыше 30 лет – 4 чел.
4. Условия обучения, воспитания и труда.
Учебный процесс осуществляется в одном здании. Здание построено в 1977 году. По проекту оно рассчитано на обучение 320 учащихся в 15 классных комнатах.
Общая площадь всех помещений школы – 1818 кв.м., на одного обучающегося – 12,7 кв.м.
Сегодня в школе 15 классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории). Их средняя площадь 54 кв.м. По проекту «Образование» в школе получен кабинет химии, кабинет физики, кабинет географии, интерактивная доска в кабинете информатики, спортинвентарь.
Имеется кабинет информатики, совмещенный с кабинетом математики. В нем установлены 8 компьютеров, включенных в локальную сеть и имеющих выход в Интернет через модем. Кабинет оснащен мультимедийным проектором, много-функциональным устройством (сканер, принтер, ксерокс), интерактивной доской. Всего в школе 10 компьютеров, принтеров - 3, сканеров – 2, фотопринтеров - 1.
В школе оборудованы учебная мастерская, с необходимым станочным оборудованием, комбинированными верстаками; кабинет технологии, в котором имеются швейные электрические машинки, профессиональная - «Оверлок». Школа имеет учебно-опытный участок площадью 0,2 га и теплицу, где выращиваются сельскохозяйственные культуры и овощи. В течение летних каникул учащиеся 2-8, 10 классов проходят на пришкольном участке производственную практику.
Имеется спортивный зал, площадь которого 180 кв.м., спортивная площадка.
Питание учащихся организовано в школьной столовой, которая имеет 36 посадочных мест. Столовая обеспечена оборудованием, посудой. Все учащиеся школы охвачены питанием, 4 из них питаются бесплатно. За 2010 – 2011 учебный год на питание учащихся израсходовано 340700 рублей, стоимость 1 дня питания –20 рублей.
35 учащихся ежедневно подвозятся в школу на школьном автобусе из сел Троицкое, Куземкино, Спиртзавод. Имеется библиотека, пришкольный участок 0,2га.
5. Результаты образовательной деятельности.
5.1. Результаты учебной деятельности.
Работа школы по организации учебно – воспитательного процесса проходит в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы, основная задача которого отвечает концепции развития нашей школы, задачам и целям, способным обеспечить высокий уровень знаний учащихся, совершенствование качества преподавания, разнообразные методы работы, формы контроля знаний и умений учащихся. Поэтому фактором обеспечения результативной работы в течение учебного года является чёткое выполнение поставленных планом целей, реализация каждым работником школы собственных программ самообразования, контроль деятельности внутришкольных структур и своевременное анализирование их работы.
В 2010/11 учебном году школа работала в режиме 6-дневной недели, 1 класс – в режиме 5 –дневной недели.
Занималось 10 классов- комплектов, в которых на начало учебного года обучалось 144 учащихся (19 – первоклассников).
На конец учебного года – 145 учащихся, выбыло -1, прибыло -2.
Формы организации учебных занятий:
Уроки (классно-урочная форма); лекции, семинары, практикумы (лекционно-зачетная форма); консультации; занятия по выбору; олимпиады, конкурсы; предметные недели; открытые уроки.
Учебный план прошедшего года выполнен, учебные программы пройдены. Вариативные часы в среднем и старшем звене использовались для расширенного изучения предметов, для подготовки учащихся к олимпиадам и поступлению в ВУЗы, на индивидуальную работу со слабыми и одаренными детьми.
В школе создана система дополнительного образования, в которую входило 9 кружков, практически по всем направлениям работы ДО.
Педагогический коллектив школы в основном стабилен, текучести кадров нет.
Методическая тема, над которой работает школа: «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно – ориентированного обучения».
Основная цель работы школы:
Воспитание свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи школы:
1.Создать условия для развития личностно-ориентированной направленности образования через совершенствование педагогического мастерства учителей и применение современных педагогических технологий обучения и воспитания.
2.Усилить практическую направленность школьных МО.
Стимулировать работу учителей и МО по обмену передовым педагогическим опытом. Проводить семинары по обмену опытом.
3.Воспитывать интерес к предмету через внеклассные мероприятия по предметам.
4.Воспитание потребности в здоровом образе жизни путем развития чувства ответственности за свое здоровье и мотивации на здоровый образ жизни.
5.Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.
6. Работа по профилактике правонарушений среди учащихся.
Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя школы создают все необходимые условия для успешного обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.
В прошедшем ученом году анализ учебно-воспитательного процесса производился по результатам проверок, проводимых в различной форме:
- анализ отчетов МО и протоколов заседаний;
- срезы знаний по предметам;
- посещение контрольных уроков;
- мониторинг преподавания отдельных предметов;
- контроль школьной документации.
- административные контрольные работы.
Качество знаний учащихся по различным предметам:
Русский языкМатематика
2 класс –66,7% 2 класс – 66,7%
3 класс – 38.1% 3 класс –42,8%
4 класс – 55,6% 4 класс – 55.6%
5 класс – 72 % 5 класс – 81,8%
6 класс – 50 % 6 класс – 50%
7 класс – 55 % 7 класс алгебра – 60%
8 класс – 47.5 % геометрия – 60%
9 класс – 53,8 % 8 класс алгебра - 35,2%
10 класс - 68,8% геометрия – 35,2%
11класс - 50% 9 класс алгебра - 53.8%
геометрия - 46,2%
10 класс алгебра - 56,3%
геометрия – 75%
11 класс алгебра - 50%
геометрия – 50%
Результаты качества обучения в конце года увеличились по сравнению с началом года. Повышение качества знаний на конец года можно объяснить уменьшением количества учащихся, имеющих одну, две «3» на конец года, с которыми проводилась целенаправленная работа по устранению пробелов в изучении трудных предметов: в 1 четверти их было 5 человек, а на конец года - 3 человека.
В конце каждой четверти проводились проверочные работы по основным предметам.
Работая над реализацией задач, поставленных на год, педагогический коллектив ориентировался на конечный результат, то есть на качество знаний обучающихся каждым учителем по своему предмету. Анализ качества знаний можно представить в виде следующих таблиц:
Качество знаний учащихся по классам в 2010 - 2011 уч.г.
Класс |
На
начало
года(чел.) |
На
конец
года(чел.) |
1
четверть (%) |
2
четверть
(%) |
3
четверть (%) |
4 четверть
(%) |
од
(%) |
Классный
руководитель |
1 |
19 |
19 |
- |
- |
- |
- |
- |
Постникова Л.И. |
2 |
4 |
3 |
50 |
50 |
66,7 |
66,7 |
66,7 |
Фомина Т.В. |
3 |
21 |
21 |
33,3 |
33,3 |
33.3 |
33,3 |
33,3 |
Селемнева Т.В. |
4 |
9 |
9 |
55,6 |
55,6 |
62.5 |
55,6 |
55,6 |
Фомина Т.В. |
5 |
11 |
11 |
63,6 |
72,7 |
72,7 |
72,7 |
72.7 |
Герасева Н.В. |
6 |
12 |
12 |
33 |
17 |
25 |
33,3 |
33,3 |
Кузнецова А.И. |
7 |
19 |
20 |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
55 |
55 |
Шлыкова Е.Н. |
8 |
17 |
17 |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
35,2 |
35,2 |
Никишова Е.В. |
9 |
13 |
13 |
46 |
30,8 |
30,8 |
46,2 |
46,2 |
Рязанцева С.Н. |
10 |
16 |
16 |
- |
50 |
- |
62,5 |
62,5 |
Расческина О.И. |
11 |
3 |
4 |
- |
50 |
- |
50 |
50 |
Поливалова Е.В. |
Итого: |
144 |
145 |
44,3 |
42,9 |
43,3 |
48,4 |
47,6 |
|
Высокий процент качества знаний в 10-11классах. Учителя старших классов методически грамотно подходят к проведению уроков, используя разноуровневые методы и приёмы работы, занимаются дополнительно с учащимися во внеурочное время.
Ниже качество знаний в среднем звене. Большую роль в этом сыграл класс, где большая часть детей учится либо не в силу своих реальных возможностей, либо не имеет данных возможностей. Учителя- предметники проводили индивидуальную работу с ними, но нежелание учиться брало верх. Связь с родителями поддерживалась на протяжении всего года, что и помогло окончить год без неуспевающих учащихся.
Самый низкий уровень знаний в третьем, шестом и восьмом классах.
Причинами низкого качества знаний в этих классах явились:
- недобросовестное отношение обучающихся к учёбе, отсутствие контроля со стороны отдельных родителей;
- низкий уровень сформированности организационных умений и навыков отдельных обучающихся.
Информация по хорошистам и отличникам за 3 года
|
Всего учащихся на конец года/ в том числе первоклассников |
Отличники |
На «4» и «5» |
Качество
знаний |
2008- 2009 уч.г. |
1-4кл. |
53 /21 |
5 |
11 |
50% |
5-8кл. |
70 |
9 |
29 |
54,3% |
10кл. |
9 |
- |
5 |
55,6% |
9кл. |
11 |
2 |
3 |
45,5% |
11кл. |
22 |
2 |
10 |
54,5% |
Всего |
165/21 |
18 |
58 |
53% |
2009- 2010 уч.г. |
1-4кл. |
44/2 |
4 |
17 |
51,2 |
5-8кл. |
64 |
8 |
21 |
45,3 |
10кл. |
3 |
- |
2 |
66,7 |
9кл. |
23 |
1 |
11 |
55,2 |
11кл. |
7 |
- |
5 |
71,4 |
Всего |
141/2 |
13 |
56 |
49,6% |
2010- 2011 уч.г. |
1-4кл. |
52/19 |
4 |
10 |
42,4% |
5-8кл. |
60 |
7 |
22 |
48,3% |
10кл. |
16 |
1 |
8 |
56,3% |
9кл. |
13 |
2 |
4 |
46.2% |
11кл. |
4 |
1 |
1 |
50% |
Всего |
145/19 |
15 |
45 |
47,6 |
Информация о результатах обучения учащихся (без 1,9,11 кл.)
Всего уч – ся
в школе
аттестовалось
(без 1, 9, 11 классов) |
Качество обучения |
Отличников |
Занимаются
на «4» и «5» |
С одной
«3» |
Оставлено на повторное обучение |
Качество знаний % |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
145
Аттестовано:
109 |
12 |
11% |
40 |
37% |
3 |
2,7% |
- |
- |
47,7 % |
Информация о результатах обучения по итогам 2010 - 2011 уч.г.
Всего уч – ся
/в т.ч.
первоклассников |
Качество обучения |
Отличников |
Занимаются
на «4» и «5» |
С одной «3» |
Оставлено на повторное обучение |
Качество знаний (%) |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
145/19 |
15 |
11,9% |
45 |
35,7% |
3 |
2,4% |
- |
- |
47,6% |
Информация о результатах обучения учащихся 9 и 11 классов
Класс |
Количество учащихся
|
Отличников |
Занимаются
на «4» и «5» |
С одной «3» |
Качество знаний (%) |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
9 класс |
13 |
2 |
15,4% |
4 |
30,8% |
- |
|
46,2% |
11 класс |
4 |
1 |
25% |
1 |
25% |
- |
|
50% |
Исследование содержания и организации учебного процесса показывает, что сохранение качества знаний обучающихся является следствием:
- использования личностно - ориентированных информационных технологий;
- дифференциации и индивидуализации обучения на основе учёта диагностических данных;
- повышение эффективности проведения уроков;
- использования инновационных технологий, нетрадиционных форм и методов проведения уроков;
- повышения мотивации обучения школьников по предметам.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса
Итоговая аттестация учащихся 9 класса проводилась в традиционной форме, прошла рабочем режиме. Не было ни одного обращения в конфликтную комиссию, обучающиеся являлись вовремя на экзамены.
В течение всего учебного года велась активная работа по подготовке к итоговой аттестации. Своевременно оформлены стенды в кабинетах, папки с экзаменационными материалами (практические материалы к билетам, расписание экзаменов и консультаций, материалы тестов). Были проведены контрольные работы по русскому языку и математике в форме, приближенной к ЕГЭ.
Проводилась большая работа со стороны педколлектива и родителей к подготовке к итоговой аттестации, что сказалось на хорошей результативности экзаменов в 9 классе.
Учащихся по списку на начало учебного года: 13 чел.
Учащихся на конец года: 13 чел.
Допущены к экзаменам: 13 чел.
Сдавали экзамены на общих основаниях 13 чел.
Получили аттестат 13 чел.
В т.ч. окончили на «отлично» (аттестат особого образца) 2 чел.
Результаты проведения экзамена по математике и русскому языку
предмет |
Результат экзамена |
%
качества |
%
обученности |
средний балл
по предмету |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
алгебра |
5 |
2 |
6 |
- |
53.9% |
100% |
3,9 |
русский язык |
2 |
5 |
6 |
- |
53,9% |
100% |
3,7 |
Итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе (учитель Рязанцева С.Н.)
проводилась в традиционной форме по сборникам текстов заданий для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы (авт. Рыбченкова Л.М. и др.)
Работа состояла из 2 частей: написание подробного изложения предложенного текста, написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения на основе прослушанного текста.
Анализ выполнения работ показал, что все учащиеся с работой по русскому языку справились, уровень речевых умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания основного общего образования по русскому языку.
Из анализа успешности итоговой аттестации видно, что в среднем уровень подготовки выпускников основной школы практически стабилен, хотя по результатам административных срезов показатели низкие и уровень обученности не всегда высокий.
По русскому языку просматривается подтверждение оценок за экзамен и годовых оценок.
Методическому объединению учителей русского языка и литературы следует провести заседание и проанализировать проведение итоговой аттестации по русскому языку, отнестись серьёзнее к повторяющимся ошибкам в экзаменационных работах девятиклассников и чётко организовать повторение этих тем для предупреждения повтора ошибок.
Итоговая аттестация по алгебре в 9-м классе (учитель Шлыкова Е.Н.) проводилась в традиционной форме с использованием сборника заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы (Кузнецова Л.В. т др.)
Анализ выполнения работ по математике показал, что учащиеся с работой по алгебре справились, уровень вычислительных навыков соответствует минимуму обязательного содержания основного общего образования по математике.
По математике просматривается подтверждение оценок на экзамене и за год. В связи с этим методическому объединению учителей математики необходимо рассмотреть темы, где допускаются ошибки, и составить план по их устранению, проанализировать итоговую аттестацию по математике, причины затруднения учащихся и провести работу по поиску новых методических подходов к изложению трудных для учащихся вопросов.
Из анализа успешности итоговой аттестации видно, что в среднем уровень подготовки выпускников основной школы практически стабилен.
Расхождения годовых и экзаменационных отметок в один балл (выше – экзаменационные отметки) наблюдались на экзаменах по алгебре, биологии. Расхождения в два балла нет. Ниже годовой отметки на экзаменах также нет. Все это объясняется как объективностью оценивания знаний учащихся предметниками, так и осознанностью выбора выпускниками данных предметов.
Аттестат особого образца получили Кузнецова Анастасия и Жирова Оксана.
Анализ итогов экзаменов по выбору в 9 классе
предмет |
сдавали экзамен
(кол -во
уч-ся) |
получили |
%
качества |
%
обученности |
средний балл
по предмету |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
география |
11 |
3 |
2 |
6 |
|
45,5 |
100 |
3,7 |
физика |
3 |
1 |
2 |
- |
- |
100 |
100 |
4,3 |
биология |
10 |
2 |
2 |
6 |
- |
40 |
100 |
3,6 |
обществознание |
1 |
1 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
5 |
история |
1 |
1 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
5 |
Исследование содержания и организации учебного процесса показывает, что сохранение качества знаний обучающихся является следствием:
- использования личностно - ориентированных информационных технологий;
- дифференциации и индивидуализации обучения на основе учёта диагностических данных;
- повышение эффективности проведения уроков;
- использования инновационных технологий, нетрадиционных форм и методов проведения уроков;
- повышения мотивации обучения школьников по предметам.
Сравнительный анализ итогов экзаменов в 9-м классе за 3 года
(обязательные предметы):
Год /Предмет |
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
2010-2011 уч. год |
|
Кол-во обуч-ся |
на «4»
и «5» |
% КЗ |
% успев. |
Кол-во обуч-ся |
на «4» и «5» |
% КЗ |
% успев |
Кол-во обуч-ся |
на «4» и «5» |
% КЗ |
% успеваем. |
русский язык |
11 |
5 |
45,5 |
100 |
23 |
15 |
65 |
100 |
13 |
7 |
53,9 |
100 |
алгебра |
11 |
5 |
45,5 |
100 |
23 |
16 |
69,6 |
100 |
13 |
7 |
53,9 |
100 |
Анализ итоговой аттестации учащихся 11 класса
Учащихся по списку на начало учебного года: 3 чел.
Учащихся на конец года: 4 чел.
Допущены к экзаменам: 4 чел.
Сдавали экзамены на общих основаниях 4 чел.
Получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 4 чел.
Учащиеся сдавали два обязательных экзамена – русский язык (ЕГЭ), математика (ЕГЭ) и 3 экзамена по выбору: биология, обществознание, история.
Все учащиеся успешно прошли итоговую аттестацию за курс средней (полной) общей школы и получили документ соответствующего образца.
В 2010 – 2011 учебном году в школе была разработана и реализовывалась программа подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации за курс средней школы по русскому языку и математике в форме ЕГЭ.
Данная программа включала в себя организационно-методическую работу, ряд нормативных документов, работу с родителями и учащимися, работу с педагогическим коллективом.
Особенно много по данному вопросу сделано учителями русского языка и математики Рязанцевой С.Н. и Поливаловой Е.В., а также учителем истории и обществознания Расческиной О.И. Тем не менее, ответственность за успешное прохождение выпускниками обязательной итоговой аттестации по русскому языку и математике в форме ЕГЭ несут не только преподаватели, работающие в классах на III ступени обучения, а, прежде всего те, кто закладывает базовые знания, умения и навыки, т.е. на II ступени обучения.
Необходимо отметить работу учителя истории Расческиной О.И., как наиболее результативную по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации за курс средней школы (выпускница 11 класса Блинова Марина набрала на экзамене по истории 90 баллов).
Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса
№п/п |
Фамилия, имя
предмет |
Русский язык |
Математика |
Биология |
История |
Обществознание |
1 |
Блинова
Марина |
71 |
70 |
- |
90 |
65 |
2 |
Васюнина
Елена |
58 |
66 |
54 |
- |
- |
3 |
Воропаева Екатерина |
43 |
49 |
- |
- |
- |
4 |
Ежикова
Надежда |
49 |
56 |
- |
- |
- |
Средний балл |
|
55,3 |
60,3 |
54 |
90 |
65 |
Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором |
|
36 |
24 |
36 |
|
39 |
В 2010- 2011 учебном году результаты ЕГЭ выше, чем в 2009 – 2010 уч. году. Подготовка к ЕГЭ администрацией школы и учителями в течение учебного года была большой. Она включала в себя:
- проведение консультаций и дополнительных занятий для учащихся 11-х классов,
- обеспечение учащихся литературой и компьютерным диском с нормативной базой и демоверсиями ЕГЭ,
- проведение предэкзаменационного тестирования по материалам ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознании, биологии и истории и анализ его результатов,
- родительские собрания, МО учителей русского языка и математики, биологии, обществознания и истории, посвященные организационным и методическим вопросам проведения ЕГЭ.
Выпускники 11-х классов, завершив обучение в школе, реализуют разнообразные профессиональные интересы в высших, средних и специальных учебных заведениях.
Ежегодно большое количество выпускников школы поступают в вузы и техникумы. В этом году все 4 выпускницы продолжат обучение в вузах и техникумах. В высшее учебное заведение г. Пензы поступила 1выпускница, техникумы - 3.
Выводы:
1. В 20111 – 2012 учебном году необходимо продолжить реализацию программы подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации за курс средней школы по русскому языку и математике в форме ЕГЭ;
2. Сохранить на внутришкольном контроле преподавание русского языка и математики в 5 – 11 классах; административные контрольные работы в 8 – 10 классах проводить в виде тестирования, предлагая учащимся КИМы различного уровня сложности.
3.Социальному педагогу школы проанализировать уровень мотивации учащихся 10 – 11 классов и провести беседы с учащимися. Классным руководителям 10 – 11 классов проводить более глубокую работу с родителями обучающихся.
4. Использовать личностно-ориентированный подход в обучении с целью повышения уровня мотивации к обучению.
5.Продолжить в 2011 – 2012 учебном году реализацию программы подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации по новой форме.
Таблица участия в олимпиадах и конкурсах в 2010 -2011 учебном году
№
п/п |
Результат |
Предмет |
Класс |
Ф.И.
обучающегося |
Ф.И.О.
учителя |
1 |
1 место |
обществознание |
10 |
Каравайкина Анастасия |
Расческина О.И. |
2 |
1 место |
история |
9 |
Кузнецова Анастасия |
Расческина О.И. |
3 |
3 место |
русский язык |
9 |
Ганина Юлия |
Рязанцева С.Н. |
4 |
3 место |
немецкий язык |
9 |
Жирова Оксана |
Кузнецова А.И. |
5 |
2 место |
история |
11 |
Блинова Марина |
Расческина О.И. |
Результативность участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня наблюдается благодаря успешной углубленной работе учителей-предметников с детьми, проявившими интерес к изучению отдельных дисциплин.
При проведении уроков и внеклассных занятий учителя широко используют методы и приёмы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся, развивающие их интеллектуальный потенциал и интерес к изучению различных предметов.
Применение наглядного и частично-поискового методов обучения характерно для обучения на 2 и 3 ступенях. Учителя практикуют нетрадиционные формы обучения, такие, как семинары, лекции, уроки-путешествия, уроки-КВНы, конференции, диспуты, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
Уже на первой ступени обучения учителя начальных классов используют различные формы и методы обучения, способствующие выявлению способностей и наклонностей обучающихся.
Педагоги школы осваивают новые образовательные технологии: игрового обучения, внутриклассной дифференциации, проблемного и развивающего обучения, коллективных способов обучения, проектные, информационные технологии.
Выводы:
В 2011-2012учебном году необходимо:
1. Способствовать формированию познавательного интереса у обучающихся в изучении отдельных предметов.
2. Способствовать формированию творческой индивидуальности личности обучающихся.
В 2010 – 2011 учебном году в целях повышения уровня качества образования внутришкольный контроль осуществлялся на основании плана работы школы. По итогам инспекционно - контрольной деятельности составлены аналитические справки, изданы приказы директора школы.
Внутришкольный контроль строился в соответствии с целями и задачами школы, носил системный характер. Администрацией школы использовались различные формы внутришкольного контроля: тематический, фронтальный, индивидуальный, классно-обобщающий, обзорный. Мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам.
Работа по совершенствованию мониторинга велась по следующим направлениям:
1. Собеседование по составлению тематического планирования;
2. Диагностика контрольных работ во 2-10 классах:
- в результате проверок выявлялось, как обучающиеся усваивают образовательные программы. Анализ контрольных работ позволял планировать индивидуальные занятия с обучающимися.
3. Особый блок в ВШК занимал контроль за результатами обучения детей, испытывающих трудности в учебе. Он включал:
- контроль за наличием у учителей разноуровневых заданий;
- посещение уроков учителей, дающих низкое качество знаний обучающихся;
- тематические проверки дневников;
- тематические проверки классных журналов;
- перспективу развития обучающихся.
4. В школе сложилась система промежуточного контроля, которая включала:
- административные контрольные работы по окончанию каждой четверти, по результатам контрольных работ составлялись таблицы, выявлялись типичные ошибки;
- срезы знаний по предметам, тесты по мере изучения больших тем, тематические зачеты с учетом уровневой дифференциации.
По результатам проверок состоялись совещания при директоре, при заместителе директора по учебно-воспитательной работе, заседания МО, были рассмотрены итоги контрольных работ, проанализированы выявленные недостатки и даны рекомендации по их устранению;
Администрация школы в течение учебного года осуществляла контроль за выполнением всеобуча, состоянием преподавания учебных предметов, качеством знаний обучающихся, ведением школьной документации, выполнением учебных программ, подготовкой и проведением итоговой аттестации за курс основной и (полной) средней общеобразовательной школы, выполнением решений педсоветов и совещаний.
Эффективность использования современных образовательных технологий.
На всех ступенях обучения в школе используются такие технологии, как
-технология проблемного обучения;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-технология интегрированного обучения;
-групповые технологии;
-игровые технологии;
-метод проектов;
-компьютерные (новые информационные) технологии;
-здоровьесберегающие технологии.
Использование в своем педагогическом арсенале указанных технологий, многообразие видов и форм организации деятельности учащихся позволяет педагогическому коллективу школы:
-развивать положительную мотивационную сферу учащихся,
-активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся,
-реализовать принцип практической направленности обучения, позволяющий развивать у учащихся способности к самостоятельному решению различных проблем, ориентированию в конкретных жизненных ситуациях на основе применения предметных знаний,
-подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей,
-разгрузить учебный материал, создать комфортную образовательную среду, позволяющую максимально развиваться интеллектуальной и творческой сторонам личности школьника.
В ходе анализа проведённых внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:
100 % учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях и используют различные технологии полностью или приёмы поэлементно. В результате использования современных педагогических технологий повысилось качество обучения.
Использование образовательных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения в программе развития школы.
5.2.Результаты внеурочной деятельности.
Дополнительным образованием во внеурочное время охвачены все 145 обучающихся. Они посещают кружки, клубы, секции в школе, сельском Доме культуры. Ребята участвуют в областных и районных мероприятиях и становятся их победителями.
Участие в конкурсах, проектах, спортивных мероприятиях в 2010-2011 уч. г.
№
п/п |
Название конкурса |
Районный, областной |
Руководитель |
Результат |
1 |
Соревнования по настольному теннису среди девушек |
районный |
Шпинев Г.Г. |
1 место |
2 |
Районный кросс «Золотая осень -2010» среди девушек
среди юношей |
районный |
Лагутов М.М. |
2 место
3 мсто |
3 |
Соревнования по баскетболу
«КЭС – БАСКЕТ»
среди девушек
среди юношей |
районный |
Лагутов М.М. |
1 место
2 место |
4 |
Соревнования по баскетболу
«КЭС – БАСКЕТ» среди девушек |
областной зональный |
Лагутов М.М. |
3 место |
5 |
Районная легкоатлетическая эстафета на приз главы администрации Башмаковского района, посвященного Дню Знаний |
районный |
Лагутов М.М. |
1 место |
6 |
Предметная олимпиада
история (9 класс)
обществознание (10 класс)
русский язык (8 класс)
немецкий язык (9класс)
история (11 класс) |
районный |
Расческина О.И.
Расческина О.И.
Рязанцева С.Н. Кузнецова А.И. Расческина О.И. |
1 место
1 место
2 место
3 место
2 место |
7 |
Фото - конкурс «Предпринимательство
глазами детей» |
областной |
Никишова Е..В. |
2 место |
8 |
Фотоконкурс «Мир глазами детей» |
районный |
Рязанцева С.Н.
Поливалова Е.В.
Никишова Е.В. |
1 место
1 место
2 место |
9 |
Фотоконкурс «Мир глазами детей» |
областной |
Поливалова Е.В. |
2 место |
10 |
Спартакиада по лыжным гонкам |
районный |
Лагутов М.М. |
2 место |
11 |
Кикинский форум «Одаренные дети»
номинация «Краеведение»;
номинация «Журналистика»;
номинация «Мировая и отечественная культура». |
областной |
Фомина Т.В.
Рязанцева С.Н.
Никишова Е.В. |
1 место
Гран-при
2 место |
12 |
Участие в семинаре по краеведению |
областной |
Фомина Т.В. |
|
13 |
Учитель года |
районный |
Рязанцева С.Н. |
1 место |
14 |
Праздник танца |
районный |
Расческина О.И. |
|
15 |
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы |
районный |
Лагутов М.М. |
2 место |
16 |
«Старт в науку» |
районный |
Рязанцева С.Н.
Никишова Е.В. |
приглашены в Пензу |
17 |
«Старт в науку» |
областной |
Никишова Е.В. |
- |
18 |
Легкоатлетическая эстафета |
областной |
Лагутов М.М. |
4 место |
В течение нескольких лет в нашей школе функционируют кружки физкультурно-оздоровительного, художественного, туристско-краеведческого, научно-технического направлений.
Работа кружка «Рукоделие» под руководством Гуриной О.А. строится в соответствии с планом и учётом интересов детей. На посещенных занятиях девочки выполняют поделки из теста, вышивки крестом и гладью, вяжут крючком ажурные салфетки.
Ежегодно воспитанники кружка «Рукоделие» с большим энтузиазмом принимают участие в районных и областных конкурсах поделок и рисунков.
Второй год в школе работает кружок «Мягкая игрушка». Ведет его учитель начальных классов Селемнева Т. В. Стимулируя интерес, активизируя внимание воспитанников, педагог удачно использует игровые моменты.
Оптимальность способов управления (четкость инструкций, проработанность алгоритмов) достигается использованием технологических карт, схем. Дети с большим удовольствием ходят на занятия этого кружка.
Много лет учитель информатики Поливалова Е.В. ведёт кружок для ребят среднего звена «Информационные технологии в бизнесе». Ребята с интересом посещают занятия, где учатся работать с графическим редактором Paint, MS POWER POINT, текстовым редактором Word, выполняют практические работы, составляют презентации, записывают речевое сопровождение и т.д. Учащиеся свободно владеют компьютером, работают в разных программах, создают буклеты, осваивают компьютерные игры, участвуют в оформлении школьных стендов. Работа кружка включает в себя практическое освоение техники работы и обработки графической, тестовой, числовой информации. Его задачей является подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.
Наибольшей популярностью у школьников пользуются спортивные кружки. Их у нас работает четыре.
Цель работы спортивных кружков - развитие свободной, зрелой и физически здоровой личности, способной к организации собственного жизненного пространства.
Занятия в спортивных кружках являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и воспитания потребности в здоровом образе жизни. Во время занятий идет привлечение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание дисциплины, трудолюбия. Спортивные кружки проводятся согласно расписанию и ведут их Лагутов М.М. (баскетбол), Буданов А.В.(волейбол), Шпинев Г.Г.(теннис), Расческина О.И.(аэробика).
На районном конкурсе по настольному теннису в этом учебном году команда девушек заняла 1-е место.
Воспитанники спортивного кружка на своих занятиях изучают технику и тактику игры в баскетбол и волейбол, совершенствуя все физические и тактические наработки для успешного выступления в различных соревнованиях. Ежегодно наши учащиеся занимают призовые места в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу. В этом учебном году юноши заняли 2-е место, а девушки – 1-е место. В зональном турнире в г. Каменка принимали участие девушки школьной команды, заняли 3 место.
На занятиях по оздоровительной аэробике, помимо общих задач, решаемых на уроках физической культуры в школе, решаются частные задачи: формирование правильной осанки, профилактика заболеваний, совершенствование двигательной функции и общей работоспособности, развитие и совершенствование основных физических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, координации движений, равновесия, совершенствование чувства ритма и чувства динамического равновесия.
В ходе занятий у детей постепенно формируется правильная осанка, гибкость, скоростная сила, чувство ритма. Девочки стали меньше подвержены заболеваниям простудного характера.
В основе реализации программы краеведческого кружка «Моя малая родина», который ведет Фомина Т.В., заложены следующие виды деятельности: учебно-исследовательский, поисковый.
В ходе работы применяются индивидуальные и групповые формы работы. Кружок работает пятый год. Во время занятий проводятся встречи и беседы со старожилами села, ветеранами войны и труда, берутся интервью, записываются воспоминания. Изучение родного края невозможно без экскурсий, походов, в ходе которых учащиеся не только собирают исторический материал, но и предметы старины, монеты, одежду. Проводятся трудовые рейды по благоустройству памятника, родников. В мае руководитель кружка Фомина Т.В. участвовала в областном краеведческом семинаре, где получила благодарственное письмо, выступив с докладом «Работа школьного краеведческого кружка». В апреле учащиеся участвовали в Кикинском форуме «Одаренные дети», где в номинации «Краеведение» заняли 1 место.
Наши дети посещают танцевальный кружок при СДК с. Тимирязево, который ведет опытный педагог Расческина О. И. На каждом школьном празднике и во время концертов в СДК дети радуют своим выступлением всех присутствующих.
Они принимают активное участие как в районных, так и в областных праздниках. На базе нашей школы работает выездной музыкальный класс под руководством учителя музыки Шлыкова М. Ф. Дети – активные участники и лауреаты районных и областных музыкальных конкурсов.
Система дополнительного образования занимает важное место в общей системе воспитательной работы школы. Для развития умственных и физических способностей учащихся в нашей школе есть все необходимое: секции и кружки, индивидуальные и групповые занятия, участие в классных и внутришкольных мероприятиях.
5.3. Воспитательная работа в школе.
Воспитательный процесс в школе организован в соответствии с требованиями нормативных документов и направлен на максимальное раскрытие личностных достижений.
В 2010/2011 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение уставных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы, и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, основной задачей которого является «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно – ориентированного обучения».
В целях совершенствования образовательно – воспитательного процесса работа школы проводилась на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы в области воспитательной молодежной политики Правительства Пензенской области. Эти документы являлись основными документами в плане решения основных воспитательных задач в прошедшем 2010 – 2011 уч.г.
Цель воспитательной работы за прошедший год: формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
Задачи:
- Активизировать использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.
- Создать условия для проведения и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса.
- Способствовать формированию развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.
Для решения этих задач при составлении плана воспитательной работы школы на 2010-2011 учебный год учитывались возрастные, физические и интеллектуальные возможности учащихся, а также их интересы. План воспитательной работы школы и внеклассная работа классных руководителей сориентированы по следующим направлениям:
1. Традиционные школьные мероприятия;
2. Военно-патриотическое воспитание;
3.Нравственное воспитание;
4. Эстетическое воспитание;
5. Работа с родителями;
6. Работа дополнительного образования;
7. Работа во время летних каникул.
Такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех учащихся школы, исходя из их склонностей и интересов, способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка.
Данные направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы.
В соответствии с годовым планом воспитательной работы проведен анализ работы за 2010-2011 учебный год по следующим направлениям. Выполнение годового плана воспитательной работы можно считать выполненным полностью.
Одной из приоритетных форм осуществления воспитательной работы является коллективно-творческое дело. Ключевые творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы:
День Знаний, День пожилого человека, День Учителя, День самоуправления, Осенние балы, День матери, Новогодние елки, Вечер встречи с выпускниками, День Защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Последний звонок, Выпускной бал.
Работа по патриотическому воспитанию учащихся была организована согласно плану гражданско-патриотического воспитания. В течение года проводились классные часы, беседы с учащимися, организовывались мероприятия.
В школе в период с 23 января по 23 февраля, согласно плану мероприятий месячника военно-патриотического воспитания, проводились следующие мероприятия:
Классные часы во всех классах с 1 по 11, посвященные 66-летию Великой Победы, проводились на следующие темы:
«23 февраля – День воинской славы России»
«Есть такая профессия - Родину защищать»
«Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»
В заключение, после всех мероприятий на общешкольной линейке состоялось торжественное подведение итогов месячника военно-патриотической работы. Учащимся, которые проявили себя в конкурсах и соревнованиях, заняли призовые места, были вручены грамоты. Команды, занявшие призовые места в командных соревнованиях, были поощрены грамотами и подарками.
В школьной библиотеке в течение всего года была развернута выставка книг на военно-патриотическую тематику «Подвиг солдата», где учащиеся могли ознакомиться с книгами, рассказывающими о подвиге российского солдата, о героизме и стойкости русского народа в годы войны. В течение всего учебного года шла работа по подготовке и празднованию 66 - летию Победы в ВОВ.
Было организовано поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны, тыла, воинов – интернационалистов. В каждом классе проведены внеклассные мероприятия, поздравления будущих солдат.
Система работы по нравственному воспитанию учащихся является одной из хорошо отработанных систем в школе. Не менее 1 раза в неделю проводятся классные часы, на которых основное место уделяется нравственному воспитанию, индивидуальные беседы с учащимися, в том числе и в присутствии родителей, беседы по профилактике вредных привычек, по ПДД, по поведению в общественных местах и на общественном транспорте. Классными руководителями проводились классные часы, посвященные воспитанию гражданской сознательности и памятным датам: «Законы школьной жизни. Права и обязанности учащихся», Правовая игра «Суд над вредными привычками» (с учащимися 9 класса). «Как уберечься от беды». Игровой правовой практикум (с учащимися 7 класса). Мероприятия по профилактике дорожного травматизма: - игра-путешествие в страну Дорожных знаков (2-4 классы). Проведены встречи с участковым терапевтом Карповой Т.В. по вопросам профилактики курения.
Организация работы с учащимися группы риска и состоящими на внутришкольном учете носила системный характер. Вопросы поведения учащихся регулярно обсуждались на оперативных совещаниях, что позволяло своевременно корректировать поведение учащихся в сложных ситуациях. Классные руководители работали в тесном контакте с учителями - предметниками, что дало возможность своевременно доносить информацию от классного руководителя и учителя-предметника родителям учащихся. В течение всего года продолжила свою работу система контроля за посещаемостью учащихся школы. Ее вела Поливалова Е. В.
Во время осенних, зимних и весенних каникул социальным педагогом был проведен цикл профилактических бесед «В здоровом теле – здоровый дух»; «Как быть здоровым». Завершающим этапом этой работы была викторина «Наши вредные привычки», в которой приняли участие дети 5-9 классов. В течение каникул активно велась работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В школе создан и активно работает отряд «Юные друзья милиции» под руководством старшей вожатой Шлыковой Л.Ф. Был подготовлен и проведен конкурс рисунков «Тише едешь – дальше будешь»
День самоуправления, который проводится традиционно в октябре – это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям взрослой жизни, когда на их плечи ложится ответственность за обеспечение учебно-воспитательного процесса в течение всего дня. Дню самоуправления предшествует подготовка к проведению уроков, распределение обязанностей, выбор «администрации». Таким образом, каждый старшеклассник оказывается вовлеченным в подготовку и проведение мероприятия и может выбрать «роль» соответствующую своим интересам. По итогам дня проводится педагогический совет, на котором присутствуют учителя и те ученики, которые выполняли функции педагогов и администрации школы. Подводятся итоги прошедшего дня, учителя дают рекомендации, оценивают работу своих «дублеров». Завершает праздничный день концерт, это возможность сказать слова благодарности своим учителям, продемонстрировать свои таланты и умения. Развлекательно-познавательная игра «Счастливый случай» был подготовлен и проведен при участии Органов школьного самоуправления.
Организация работы по эстетическому воспитанию учащихся: направление этой работы является одним из основных в воспитательной работе с учащимися начального и среднего звена. Учащиеся школы участвовали в оформлении школьных рекреаций ученическими работами, помогали в оформлении стендов к предметным неделям и в кабинетах (оформляются ежемесячно), участвовали в оформлении стендов около кабинетов и в холлах школы, принимали активное участие в оформлении актового зала к мероприятиям. Большое значение имели предметные недели, проводимые согласно годовому плану работы школы.
Современная школа - центр воспитания успешной личности. Внеклассная работа – важное звено воспитательной работы в школе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в школе Предметной Недели. Предметные недели, традиционно проводящиеся в школе, во многом способствуют развитию творческих интересов ученика, расширяют его кругозор, позволяя порой по-новому взглянуть на знакомый предмет. Кроме того, предметная неделя – это прекрасная возможность для ученика заявить о себе и даже определить свой дальнейший профиль обучения. В воспитательном плане – это возможность сотворчества, сотрудничества ученика и педагога.
В апреле прошла неделя русского языка и литературы, каждый день которой был заполнен интересным мероприятием. Ребята выполняли различные задания, демонстрируя знание родного языка. Цели проведения Недели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Открыла предметную неделю выставка газет «Мы любим русский язык и читаем литературу», учащиеся 5-11 классов создали стендовые газеты самой разнообразной тематики: «Занимательный русский язык», «В мире литературы». В течение Недели проводились конкурсы и викторины для юных лингвистов, разгадывались ребусы и шарады, решались лингвистические задачи.
Ученики 1- 9 классов на протяжении всей недели принимали активное участие в увлекательных играх. Достоинство данных мероприятий заключалось в высокой роли везения, что позволило добиться успеха даже не очень подготовленным участникам.
Для учащихся старших классов учителями были подготовлены мероприятия, в которых ребята могли отстаивать свою точку зрения на тот или иной вопрос. Так ученики 10 класса спорили о прошлом, настоящем и будущем в диспуте на тему «Русский язык вчера, сегодня, завтра». Итогом мероприятия стал выпуск газеты. А литературная гостиная «Весенние сны, без сомнения, способствовала формированию у учащихся чувства гордости за русскую литературу, эстетического вкуса и интереса к изучению «жемчужин» художественного слова. На выставке работ «Проба пера» были представлены сочинения учащихся на различные темы, стихи, басни, сказки собственного сочинения.
Учащиеся средних классов представили рисунки к произведениям литературы, изучаемым в школе. Это были герои сказок и басен, повестей и рассказов.
На конкурсе чтецов учащиеся 5-11 классов читали любимые стихи о России. Ребята смогли продемонстрировать исполнительское мастерство и сценическую речь.
Итогом недели стал замечательный бал литературных героев, в котором можно было увидеть героев Пушкина и Лермонтова в бальных платьях и костюмах, услышать романсы и станцевать мазурку, полонез и вальс. Все мероприятия были проведены учителем русского языка и литературы Рязанцевой С.Н. на высоком методическом уровне. А результатом стало участие Светланы Николаевны в районном конкурсе «Учитель года» и ее заслуженная победа.
Неделя математики, физики и информатики проводилась в школе в январе. Ученики 2 - 11 классов на протяжении всей недели принимали активное участие в увлекательных мероприятиях и играх. Достоинство данных мероприятий заключалось в высокой роли везения, что позволило добиться успеха даже не очень подготовленным участникам.
Для учащихся старших классов учителями были подготовлены мероприятия, в которых ребята могли отстаивать свою точку зрения на тот или иной вопрос. Итогом мероприятия стал выпуск газеты.
В течение Недели на математики проводились конкурсы и викторины для юных математиков, разгадывались ребусы и шарады, решались занимательные задачи. В завершении недели прошел КВН, в котором приняли участие не только учащиеся, но и их родители.
Неделя показала творческую активность учителей и желание ребят дополни-тельно заниматься точными науками.
«История – сокровищница наших дней, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережения будущего». М. Сервантес.
Под этим лозунгом прошла неделя истории. Началась она торжественным открытием на общешкольной линейке, на которой премудрая богиня истории Клио пригласила всех желающих поучаствовать в «необычном состязании, ристалище тех, кто историю любит» и объявила: «Главным оружием знание будет». И начались игры, встречи, конкурсы, пренья. Самые юные участники, ученики 3 класса, отправлялись в заочное путешествие «С чего начинается Родина». С интересом учащиеся 4 класса слушали ребят старшеклассников на устном журнале «Семь чудес России». А сколько эмоций было в 5 классе, когда проходила игра «Стенка на стенку» по истории Древних Китая и Индии. Серьезными и внимательными были ребята из 6 класса, когда знакомились с символами Российской Федерации. В этом классе прошло мероприятие «Государственная символика и современность». Учащиеся 7 класса продемонстрировали свои знания в интеллектуальной игре по истории Древней Руси. А 8-11 классы, совместив приятное с полезным, посетили игру «Счастливый случай».
Кроме того «умудренные опытом» старшеклассники проверили свои знания в ходе заочной викторины «Знай Пензенский край», посвященной 350-летию основания города Пензы и в конкурсе написания исторических эссе. Надо отметить, что ребята потрудились на славу. В течение недели среди учащихся 5-11 классов прошел социологический опрос. В ходе обработки данных выяснилось, что большая часть учащихся хорошо осознают, в чем смысл изучения истории, и считают, что без прошлого нет настоящего и будущего. Многие ребята, особенно старшеклассники, как выяснилось, участвуют в обсуждении политических проблем в семье, читают исторические книги и смотрят фильмы на историческую тему и отводят истории важное место в школьной жизни.
Закончилась неделя сказочным представлением «В стране невыученной истории». Предметная неделя завершилась подведением итогов. В заключение прозвучал вопрос: «Можете ли вы теперь сказать, что история скучный и неинтересный предмет». В ответ хор голосов: «Нет!!!». А это самая лучшая награда для учителя.
Уроки истории, а так же и внеурочная деятельность, призваны учить добру, истине, красоте и любви к своей Родине.
Предметные недели, традиционно проводящиеся в школе, во многом способствуют развитию творческих интересов ученика, расширяют его кругозор, позволяя порой по-новому взглянуть на знакомый предмет. Кроме того, предметная неделя – это прекрасная возможность для ученика заявить о себе и даже определить свой дальнейший профиль обучения. В воспитательном плане – это возможность сотворчества, сотрудничества ученика и педагога.
Каждый год в конце мая в школе проходит итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослей!». На заключительном празднике подводятся итоги прошедшего учебного года, награждаются ребята, отличившиеся в учебе, спорте, общественной жизни школы. Вручаются благодарственные письма родителям.
«Последний звонок» — яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни.
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе.
Классный руководитель по - прежнему остается одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребенка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения.
Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству, увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах школы. В ходе проведения учебно-воспитательных мероприятий педагоги проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызывали интерес у воспитанников.
Увеличилось число воспитанников, которые участвовали в мероприятиях, требующих определенного интеллектуального уровня.
В помощь классным руководителям для организации жизнедеятельности классного коллектива, в планировании работы, в организации и проведении внутриклассных дел, в организации участия класса в общешкольных делах проводились методические объединений классных руководителей.
Большую работу педагогический коллектив школы, и в первую очередь классные руководители, ведут с родителями. Реализуя целый комплекс мероприятий, призванных обеспечить предупреждение детской и подростковой девиации, социально-психологическая служба школы старается снизить асоциальную активность неблагополучных школьников.
Для восстановления социального статуса подростка, переориентации антиобщественной направленности его поведения необходимы специальные мероприятия, направленные на своевременное выявление, диагностику и коррекцию отклоняющегося поведения.
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту.
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение учащихся в спортивную деятельность.
С «трудными» подростками систематически проводится целенаправленная индивидуально-профилактическая работа, мы стремимся привлекать их к общественной жизни школы, спортивной и другой внеклассовой работе, укрепляем связь с родителями и следим за проведением ими досуга.
За 2010 - 2011 г. были посещены все неблагополучные семьи, а также семьи опекаемых, составлены акты обследования жилищно-бытовых условий.
Также в 2010-2011 учебном году проводились Советы по профилактике, где администрацией и преподавателями школы рассматривалось поведение учащиеся, имеющих проблемы в обучении и поведении. На Советах по профилактике также присутствовали родители учащихся.
Для восстановления социального статуса подростка, переориентации антиобщественной направленности его поведения необходимы специальные мероприятия, направленные на своевременное выявление, диагностику и коррекцию отклоняющегося поведения.
В практической работе используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам относятся родительские собрания.
Также в своей работе педагогический коллектив использует такие формы, как индивидуальные консультации, посещения на дому.
В начале учебного года начал работу родительский всеобуч:
- Оформлен стенд «Уголок для родителей»;
- Проведен обучающий семинар в форме круглого стола по теме успешного воспитания ребенка в семье: «Школа, семья и психическое здоровье школьников»
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями, направленные на выяснение вопросов семейного воспитания, психологических взаимоотношений родителей с ребенком, успеваемости и посещаемости учащимися школы.
Помимо профилактических мероприятий с учащимися была проведена индивидуальная работа с родителями, не выполняющими своих обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, а именно: Сытюгиной Н. В. и Синюковой Т. Н.
Основная цель воспитательной работы – увидеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Большую помощь в воспитательной работе, в развитии творческих способностей и возможностей учащихся оказывает кружковая работа.
Работа с детьми в летний период является гармоничным продолжением образовательного процесса и деятельности педагогического коллектива школы по развитию каждого обучающегося, его способности к заполнению досугового пространства общественно-полезной, музыкальной деятельностью, формированию вкуса к активному отдыху.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания «Ромашка», который функционирует на базе МОУСОШ с. Тимирязево. В нем отдыхают учащиеся 1-7 классов. Лагерь дневного пребывания «Ромашка» работал на базе МОУ ООШ с. Тимирязево с 01.06.11 по 21.06.11. В лагере отдыхали 40 учащихся.
Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2011» было:
обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, его духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое, заполнение досугового пространства, активный творческий отдых в сочетании с трудовой и спортивной деятельностью, воспитание интереса к истории школы, родного села.
Работа в лагере велась по направлениям:
- Духовно – нравственное направление
-Культурно – массовое направление
-Спортивно – оздоровительное направление
- Творческо – интеллектуальное направление.
Ежедневно в лагере проходили минутки здоровья: «Друзья Мойдодыра и наше здоровье», «Мой рост и вес», «Твой режим дня на каникулах», «Зеленая аптечка» и др., в подготовке и проведении которых оказывала помощь медицинский работник – Серова А.М.
Каждый день имел свою тематику. В первый день ребята знакомились друг с другом, вожатыми и воспитателями. Вожатые познакомили с уставом лагеря и основными законами лагерной жизни. В процессе игр, направленных на знакомство и сплочение детского коллектива ребята смогли лучше узнать друг друга. В непринужденной обстановке дети устанавливали личные рекорды в метании «копья», в отжимании от земли, показывали свои вокальные таланты.
В день сказки дети показывали свою эрудицию, знание сказок и сказочных
персонажей. В сказочной мастерской рисовали героев сказок и мультфильмов. Ребята
сами смогли проявить свои таланты и мастерство, инсценировали сказки «Репка»,
«Красная шапочка».
Запомнился ребятам «День экологии» В эти дни они разгадывали загадки, ребусы, отвечали на вопросы викторины. В День цветов ребята собирали луговые цветы и составляли букеты и композиции.
Проводились в лагере различные спортивные состязания, эстафеты, игры в футбол и пионербол, соревнования по спортивной ходьбе.
Интересной спортивной игрой был «Последний герой». Для участников 2-х команд были придуманы разные интересные конкурсы: пронести воздушный шар на подносе, посадить и собрать картошку (мячи), пробежать в сапогах-скороходах, одеть и пробежать в одних штанах на двоих и др.
Все ребята принимали участие в конкурсе рисунков на асфальте «Веселая галерея», рисовали мелками яркие, летние пейзажи, фантастических, сказочных персонажей.
Большой популярностью пользовались музыкальные мероприятия. Ребята охотно разучивали новые песни, отрабатывали танцевальные движения. Во время лагерной смены прошел праздник «Летняя страна».
Летний отдых в лагере - это полигон для творческого развития. Ребята создали множество работ с использованием цветной бумаги, ткани, получилась в итоге настоящая выставка работ.
Выводы: В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2010-2011 учебный год, выполнены:
-организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся. Несмотря на это, план воспитательной работы реализован не в полном объеме: некоторые мероприятия были отменены или проведены хуже, чем было запланировано.
Анализируя уже сложившуюся в школе систему воспитательной работы, необходимо акцентировать свое внимание классным руководителям, социально-психологической службе и педагогам, принимающим то или иное участие в воспитательном процессе на том, чтобы продолжить активную работу по становлению личности ребенка, проявлять инициативу и ответственность, вносить весомый вклад в развитие воспитательной системы школы, постоянно помнить, что в центре воспитательного процесса находится конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями и качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а качеством отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом всей работы школы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.
Работа педколлектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строится на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы.
5.4.Система мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
В школе сложилась система мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
На протяжении нескольких лет в школе работает Совет профилактики. Совет профилактики создан для организации работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений учащихся. Свою деятельность осуществляет на основании Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", нормативно – правовых актов, Устава школы, Положения о Совете профилактики.
Целью Совета профилактики является:
- формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни учащихся,
- профилактика девиантного и асоциального поведения учащихся, социальная адаптация и реабилитация учащихся группы "социального риска".
В этом учебном году проведено 10 заседаний, на которых была проведена работа с учащимися в количестве 18 человек, с родителями - 11 человек.
В профилактической работе школа тесно сотрудничает с работниками правоохранительных органов, специалистами службы социальной защиты населения, органами опеки и попечительства. Организуются совместные рейды по семьям, беседы, консультации. Большую помощь в работе оказывает участковый инспектор –Кийко К.Н. Ведется индивидуальная работа с трудными подростками, подростками «группы риска». В этом учебном году проведено индивидуальных бесед с учащимися – 56, с родителями - 46. Для учащихся школы проводились беседы на различные темы по профилактике правонарушений.
Анализ полученных результатов показал, что основная проблема школы – курение среди подростков. Фактов употребления наркотических веществ – нет, алкогольных напитков – нет.
Начало второй четверти совпало с проведением недели профилактической работы с учащимися по искоренению вредных привычек. Каждый класс принял активное участие. Предварительно была проведена большая подготовительная работа: анкетирование детей и родителей, сбор информации, составление диаграмм.
5.5.Организация работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи.
Одной из проблем школы становится работа с родителями, которые постепенно, ссылаясь на занятость и решение финансовых проблем, отдаляются от интересов школы, перестают заниматься детьми. Для успешного воспитания детей необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей. Объединение усилий педагогов и семьи способствует совершенствованию личностных качеств ребенка, решения многих проблем, связанных с возрастными особенностями учащихся.
Взаимодействие с родителями осуществлялось через работу классных родительских комитетов, собраний по классам, заседание общешкольного родительского комитета, общешкольные родительские собрания и индивидуальную работу.
Общешкольный родительский комитет проводил свои заседания один раз в четверть. На заседаниях рассматривались вопросы обучения и воспитания, подготовки и проведения общешкольных праздников, ремонт школы, планы на следующий учебный год.
В этом году общешкольные родительские собрания были не просто встречами с родителями, но и способствовали повышению педагогической культуры родителей.
В текущем году прошло 2 общешкольных тематических родительских собрания:
1. «Воспитание толерантности в семье» (ноябрь 2010г.) – с использованием презентации (ИКТ), было полезным тем, что анкета, проведенная среди родителей, показала, что есть еще запас желания в сотрудничестве и помощи родителей школе.
2. «Предупреждение вредных привычек» (май 2011г.) с приглашением представителей правоохранительных органов, медицинских работников, представителей отдела образования, администрации Башмаковского района.
В 2010-2011уч. году классными руководителями были проведены классные родительские собрания со следующей тематикой:
- «Адаптация учащихся 1 класса в школе».
- «Развитие личности младшего школьника».
- «Как помочь ребенку стать внимательным».
- «Папа, мама, я – читающая семья».
- «Как сохранить здоровье детей во время летних каникул».
- «Как учить детей беречь здоровье».
- «Добро и зло в нашей жизни».
- «Как научить ребенка общаться».
- «Воспитание самостоятельности».
- «Кризисы взросления младшего школьника».
- «Переходный возраст. Взаимоотношения с подростками».
- «Роль семьи в развитии работоспособности ученика».
- «Вредным привычкам скажем «Нет!».
- «Мотивация подростка к самоопределению».
- «Психологические возрастные особенности подростка».
- «Основы профессионального самоопределения».
- «Новая форма проведения итоговой аттестации».
- «Психологическая помощь родителей выпускникам при подготовке к ЕГЭ»
- «Профессиональный выбор «Хочу, могу, надо!»
В арсенале классных руководителей имеются и такие формы работы, как индивидуальные беседы с родителями, опекунами. Это является педагогической помощью в выстраивании отношений родителей с детьми, а также в решении проблем учебного и поведенческого плана.
5.7.Трудовая деятельность школьников в учебное и внеучебное время.
Трудовая деятельность в учебное время находит выражение:
в работе на пришкольном участке; работа в школьной теплице; в уборке кабинетов; в самообслуживании в столовой.
В течение летнего периода работала трудовая бригада по благоустройству школьной территории.
В течение летнего периода учащиеся отрабатывают летнюю практику на пришкольном участке, обрабатывала картофель на площади 0,65 га.
Выводы:
1. Учебный план на 2010-2011 г. выполнен, учебные программы по всем предметам освоены.
2. Уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации школы достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
3. Тематика педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы,
Несмотря на все положительное в работе, нужно отметить и недостатки:
• Еще не в полную меру применяются в практике современные образовательные технологии
• Слабо развиваются индивидуальные способности обучающихся
• Информационная культура учителей еще не соответствует требованиям современности
• Недостаточная воспитательная работа с обучающимися на уроке.
Решение: 1. Шире использовать передовой педагогический опыт, новые образовательные технологии.
2. Продолжить реализацию личностно-ориентированного подхода в обучение и воспитание.
3. Тщательно спланировать работу по подготовке детей к олимпиадам различных уровней.
4. Продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
|
|